Редкая классика — Saab Sonett
Небольшой двухтактный спортивный автомобиль, созданный для американского рынка? Это не могло сработать.
История Saab Sonett началась в середине 1950-х годов, когда свет увидел первый Sonett с заводским кодом Saab 94. Это был небольшой родстер с двухтактным двигателем, низким лобовым стеклом и острыми складками на капоте и задней части. Благодаря пластиковому корпусу автомобиль весил всего 600 кг и оснащался трехцилиндровым двигателем мощностью 56 л.с., заимствованным у Saab GT750, спортивной версии модели Saab 93 .
Серийное производство первой Sonett так и не началось — было построено всего шесть прототипов. Saab хотел использовать автомобиль для гонок, но когда правила GT были изменены, у проекта не было шансов на успех.
Saab Sonett II
Бренд Trolhattan вернулся к идее небольшого спортивного автомобиля во второй половине 1960-х годов. Тогда были созданы два прототипа, которые соревновались друг с другом. За первый ответственна небольшая авиастроительная компания Malmo Flygindustri. В 1965 году компания представила прототип второго поколения Saab Sonnet под названием MFI-13.
Он соревновался с другой, по имени Catherina, за которую отвечал Сикстен Сасон, один из дизайнеров Saab. Глядя на его внешний вид, невозможно не найти связи с Alfa Romeo, особенно если речь идет о дизайне небольшой решетки. В конце концов, Saab решил создать окончательную версию на основе первого прототипа, и производство началось в 1966 году.
В соответствии с решением дизайнеров прототипа, Sonett остался небольшим (всего 3,8 метра) спортивным автомобилем с пластиковым корпусом. Автомобиль имел небольшие передний и задний свесы, был компактным и точным. Положение за рулем соответствовало спортивному характеру — оно было низким и достаточно жестким. Несмотря на не очень сильный двигатель, машина дарила отличные впечатления от вождения.
В соответствии с философией Saab, специалисты позаботились о безопасности, автомобиль имел трубчатый каркас, защищающий салон. Обращает на себя внимание великолепный доступ к двигателю и передней подвеске.
Первая партия Sonett II была произведена в 1966-1967 годах. На тот момент было построено 258 единиц, которые были оснащены двухтактным двигателем объемом 841 см и мощностью 61 л.с., что позволяло развивать скорость 150 км/ч и разгонять эту малолитражку до 100 км/ч за 12,5 секунды. Уже в 1967 году было принято решение о смене силового агрегата. Это было вызвано, в частности, более строгими нормами выбросов выхлопных газов в США. Двухтактный Saab не соответствовал новым правилам, а рынок США был самым важным для модели Sonett.
Saab Sonett V4
Так родился Saab Sonett V4. Вместо двухтактного был установлен четырехтактный агрегат V4 от Ford Taunus, который выдавал 68 л.с. при объеме менее 1,5 л. Автомобиль немного увеличил максимальную скорость — он мог разогнаться до 160 км/ч, но его динамика существенно не улучшилась.
Для смены силового агрегата потребовалась стилистическая доработка — создание воздухозаборника на капоте с надписью «Sonett V4». Было выпущено 1610 таких автомобилей.
Практически единственным экспортным рынком для Sonett были США, где он считался дорогим и довольно странным. Его задачей было не получение большой прибыли для компании, а улучшение имиджа бренда. Достаточно сказать, что цена второго поколения колебалась в районе 3200-3800 долларов, тогда как базовая цена Dodge Charger составляла около 3100 долларов. Это сделало его нишевым продуктом из далекой Швеции, а не настоящим конкурентом спортивных автомобилей, продаваемых в США.
Новое поколение Sonett появилось очень быстро, ведь уже в 1970 году в производство была запущена новая модель, технически идентичная своей предшественнице. Это была одна из задач, которую должен был решить Серхио Коджиоли, итальянский дизайнер, ответственный за новый спортивный кузов Saab. Многолетний сотрудник Saab Гуннар А. Шегрен также внес свой вклад в проект.
Третье поколение
Автомобиль, несмотря на ту же колесную базу, был длиннее — уже 3,9 метра, что сделало его пропорции более естественными. Дизайн боковой линии демонстрирует итальянскую легкость, которой не хватало предыдущему поколению.
Основным изменением Sonett 3-го поколения стала новая передняя часть, лишенная выступающих круглых фар, соответствующих пятидесятым и шестидесятым годам. На этот раз применили модные до конца 80-х годов выдвижные светильники.
Большим преимуществом было решение проблемы с багажником. В модели второго поколения доступ в багажное отделение был возможен благодаря небольшой дверце. В случае с новым кузовом пришлось разработать разумное решение с приподнимаемым задним стеклом, что значительно повысило комфорт использования. Ради баланса значительно ухудшился доступ к двигателю. Вместо того, чтобы поднимать всю переднюю часть, движущаяся часть капота являлась лишь небольшим центральным элементом.
Новый Saab Sonett, несмотря на использование идентичной трансмиссии, с двигателем Ford V4, передним приводом и четырехступенчатой коробкой передач (на этот раз установленной между сиденьями, а не в рулевой колонке), был лучше принят на автомобильном рынке. В 1970-1974 годах было выпущено 8368 единиц. В 1972 году Sonett получил стилистическую модернизацию — изменили переднюю решетку радиатора.
Конец производства
Производство закончилось осенью 1974 года. Это было связано с нефтяным кризисом и новыми правилами, касающимися безопасности и выбросов выхлопных газов в США. Чтобы адаптироваться к ним, потребовался бы капитальная модернизация.
Хотя Saab Sonett в основном отправлялся в США, энтузиасты марки привезли на Старый континент несколько автомобилей, в том числе с помощью программы European Delivery, благодаря которой можно было заказать машину в американском автосалоне и забрать у европейского дилера. Небольшая часть продукции также продавалась на шведском рынке. На этом история этого удивительного проекта и закончилась.
Подержанный экземпляр найти можно, но придется потратить больше 30 000 евро на Sonett II. Третье поколение будет стоить дешевле — около 20 000 евро.